В рубрике «Прямым текстом» авторы выражают исключительно собственное мнение, которое может не совпадать с мнением редакции (а может и совпадать). Они вольны делать это как угодно и в любом удобном для себя формате. Здесь можно всё. Перед началом прохождения Kapital: Sparks of Revolution я обратил свой взор к истории, вспоминая важнейшие европейские революции, и в голову мне пришли, конечно же, Революция 1917 года и Великая французская революция. А затем, пусть это и не политический, а экономический процесс, проходивший не только в Европе, ещё и революция индустриальная. Что ж, в «Искрах революции» есть немного того, немного другого и очень много третьего. Внутреннее противостояние, немного дипломатии и имперских амбиций, а также очень остро стоящий социально-экономический вопрос. И именно от последнего зависит и результат политического развития страны, и результат выживаемости сложившегося режима. Рисунки здесь хороши. Как и музыка. После прошедшей войны значительная часть континента оказалась в руинах. Не стал исключением и наш городок, который может стать одним из ключевых поселений в ныне распавшейся (с чем не согласятся местные дворяне) Империи. К слову о местных жителях: помимо дворян, здесь есть предприниматели и рабочий класс. И нам в качестве мэра города предстоит иметь дело как с этими социальными группами в целом, так и с их представителями в частности. С одной стороны, о «вальсах Шуберта и хрусте французской булки» вам будет напевать сэр Стэнтон, которого хлебом не корми, а только дай возможность восстановить былое величие. Компанию ему составляет представитель буржуа мистер Роквелл, которого волнуют экономическое процветание и свобода. И со всеми ними спорит Джэк Доун, который презирает роскошь и готов пожертвовать частью свободы — лишь бы рабочие были сыты, у всех были дома и работа. В общем-то, самые типичные представители своих классов с самыми типичными запросами. Когда я начинал Sparks of Revolution, понять происходящее было несложно: вокруг ничего нет, разве что полуразрушенные дворец (только место занимает!) и вокзал (а вот он жизненно необходим!), да руины — если покопаться, можно заполучить желаемые ресурсы. Поначалу надо будет следить за пятью из них: деньгами, зерном, пищей и выпивкой, а также древесиной. Вечные спорщики: один грезит о былом, а другой — о грядущем. Без денег не будет работать предприятия по производству ресурсов, а доходы в казну обеспечивают прежде всего налоги на бизнес с лавочками и магазинчиками — отдельно для рабочих, отдельно для буржуа и дворян. Зерно привозит поезд (и поначалу это единственный способ добычи этого ресурса), и оно требуется для обеспечения «хлеба и зрелищ», без которых даже богатство Скруджа Макдака не позволит вам усидеть на своём кресле. Ну и древесина позволят отправлять поезда за зерном и строить (как и впоследствии кирпичи со сталью) всё новые дома, ремонтируя и улучшая старые. При этом игра напоминает: бездомные могут легко заболеть и умереть, а несчастные не будут лояльными, что выльется во всевозможные бунты. Дворец то и дело частично разрушается. А без него никак — приходится постоянно чинить. Итак, всё звучит максимально понятно и просто: начальные ресурсы следует пустить на развитие жилого фонда — это поможет избежать эпидемии (ведь лучше подумать об этом заранее, правда?), лесопилка обеспечит людей какой-никакой работой, после чего следует только наладить производство пищи и выпивки, построить пару-тройку заведений для разных классов – и вот тогда нас точно ждёт стабильный рост… Но нет. Игра не врала, когда говорила, что ресурсов на всё не хватит. Деньги не бесконечные. Порой приходится закрывать предприятия прямо посреди дня, лишь бы финансы не уходили в минус. Заканчивается дерево. В город бесконечно прибывают всё новые жители, и обеспечить всех жильём попросту невозможно — в конце концов, и территория отнюдь не бесконечная! Кроме того, обеспечение жильём не спасает от смертей, как минимум в результате драк. А где есть смерти, должна быть и похоронная служба с кладбищем… Довольно честное описание игры. И дорога к «счастью» будет довольно кровавой. «Капитал» встречает игроков словами о том, что нельзя сделать счастливыми всех и сразу. Иронично писать о счастье в игре, где особой ценности не имеет и сама жизнь человека. Так или иначе, я играл на «нормальном» уровне сложности, переигрывал, начинал сначала… Этакая градостроительная «Грань будущего», которая потребует от вас эффективнейшего менеджмента и не простит невнимательности. Новая игра – банкротство – новая игра – всё те же самые диалоги и задания – провал – новая игра… Это понравится далеко не всем. Скорее, понравится очень немногим. Когда игра, которая должна медленно погружать тебя в происходящее, в один момент словно отпускает тебя посреди моря в протекающей лодке с ограниченным запасом пресной воды. А вас тут трое, не считая собаки… Разработчики сразу же после релиза столкнулись с критикой и принялись улучшать игру, делая её более дружелюбной и менее травмоопасной для местных жителей. И лично меня это не могло не радовать: я наконец прошёл дальше условного 20 дня и смог узнать продолжение истории «Капитала». Ситуации зачастую однозначны, но порой принятие решений требует учитывать политическую обстановку. Sparks of Revolution предлагает порой мелкие периодически встречающиеся конфликтные ситуации, которые можно решить в пользу одной из сторон (и очень редко — порадовав всех, приняв основной удар на себя), то есть можно, например, порадовать дворян, вызвав недовольство буржуа. Или наоборот. Причём решать споры по справедливости — очень дорогое удовольствие. Чаще всего вы будете просто стараться не ругаться с теми, кто вам не лоялен, и жертвовать интересами тех, кто и так вас любит. Как и почти вся игра, всё здесь строится на математике, планировании и точном расчёте. Если вы забудете о нуждах своих жителей, что ж, готовьтесь к бунтам: недовольные будут собираться и выражать намерение с оружием в руках прогуляться до вашего дворца. Порой приходится идти на крайние меры и начинается стрельба. Пока дело не дошло до драки, их можно усмирить, откупившись ресурсами и пообещав исполнить требования, или же призвать полицейских, чтобы они поговорили с протестующими на языке силы. И немного о планировании: какое же удовольствие здесь строить и улучшать дома, но прежде всего — находить оптимальное положение, разбираться с очередями, а после, нажимая на здание, видеть, насколько оно эффективно: доходы в несколько раз превышают расходы! Или находить уголок, куда можно поставить небольшой полицейский участок или торговую лавку. Кроме того, в игре есть небольшие детективные истории: порой жители города будут обращаться в полицию, а ваши стражи закона будут стараться расследовать преступления и находить виновных, радуя граждан. При этом порой вам будут встречаться и целые банды, которые потребуют как поиска конкретных преступников (при желании их можно будет устранять или допрашивать), так и «штурма» полицейскими их логова. А полицейские здесь, конечно, истинные джентльмены. Если команде из 30 служителей закона противостоят всего 2 бандита, с ними будут сражаться… только 2 полицейских, пока другие будут внимательно наблюдать и, как настоящие буржуа, видимо, делать ставки. Отдельные истории связаны и с госпиталем: иногда в городе будут возникать «сюжетные» эпидемии, требующие поиска лекарств и излечения больных. Порой — очень даже знатных. Пару раз предстоит и решать, что делать с «внешним миром». Помочь ли тем, кому нужна помощь? Договориться с этим или с тем? Выбор здесь небольшой, но делать его рано или поздно придётся. Приятно, когда тебя поддерживают — и это приносит реальную пользу. Но основная сюжетная линия в Sparks of Revolution уж слишком прямолинейна. Вы делаете это, чтобы выжить. Делаете то, чтобы выжить. Делаете вот это, чтобы выжить. А потом вот это, чтобы выжить. И параллельно с этим предстоит открывать новые «законы», получая доступ к новым строениям или бонусам, изучать новые технологии и внедрять крайне полезные инновации. Но, выживая, успокаивая народные волнения, ремонтируя технику и справляясь с эпидемиями, рано или поздно вы поймёте, что можно немного расслабиться. Система функционирует практически автономно. Люди более или менее счастливы, и вы можете просто наслаждаться зелёными циферками рядом с получаемыми ресурсами, забыв о том, что у вас куча бездомных и больных — смертность не растёт, и уже хорошо. Тут-то игра и предложит вам принять важнейшее решение, которое определит судьбу вашего города (и целого региона). А кого поддержите вы? Потирая ручки, я надеялся, что сейчас-то игра и предложит основное испытание, но очередная развилка предлагает лишь три пути бонусов. И выбор дороги зависит либо от ваших текущих нужд, либо от политических предпочтений: будущее демократическое (или псевдодемократическое) государство может быть тем или иным, а у вас может быть тот или иной главный противник. Я очень жалею, что прошёл Sparks of Revolution после обновления — игра стала проще, так что под конец меня ждало не удовлетворение от того, что поддержал тех, кого хотел и кто радовал меня всю игру, а вопрос: «И это всё?». В конце концов, у революции может и не быть счастливого конца. А опыт 1917 года показывает, что endgame бывает по-настоящему длинным и особенно кровавым. И всё же «Капитал» не может не радовать. Как минимум своей музыкой и звуковым оформлением. И, казалось бы, как и в старом добром «Городке», здесь всё просто и знакомо. Знакомо? Возможно. Но простота — это лишь видимость. Пощекотать вам нервы могут не только Dark Souls и Elden Ring. Построить успешный город и сделать это не на минимальном уровне сложности — это то, чего я хотел бы достичь, будь у меня чуть больше времени и нервов. Радуясь каждому новому дню, каждому гудку прибывающего на вокзал поезда, каждому началу рабочей смены и каждому открытию, делающему жизнь людей чуточку лучше. Читать дальше...